Выбор кроссового велосипеда

Краткий обзор по выбору кроссового велосипеда от нашего MaD_CameL (с)

Я очень часто сталкиваюсь с ситуацией, когда люди хотят купить горный велосипед для того, чтобы ездить по городу или не только, но по асфальту. Я стараюсь изменить их выбор – иногда удачно, иногда не очень. Так как такие случаи происходят часто, чтобы не повторяться из раза в раз, я решил обобщить в одну статью основные вопросы, касающиеся выбора кроссового велосипеда а так же развеять в ней наиболее распространенные мифы, касающиеся этих велосипедов.
Сразу скажу, что я не агитирую всех покупать кроссовые велосипеды, и у самого есть несколько горных велосипедов, и ни одного кроссового. Но я хочу, чтобы вы сделали свой выбор осознанно, тогда больше шансов, что вы не разочаруетесь в своем выборе, и что не будете делать потом из осла трепетную лань, занимаясь хреносоздательством.
Для начала рассмотрим, что же такое кроссовый велосипед? На самом деле разные производители называют этот тип велосипедов по-разному: гибриды, кроссовые велосипеды, туринги, комьютеры(хотя так чаще называют ситибайки). Мне же больше всего нравится, как называли эти велосипеды у нас, во времена союза – дорожные велосипеды. Помните старую добрую «Украину»? Ее, а так же ей подобные «аисты», «мински», «десны» и многие другие, как раз и называли дорожными велосипедами. И это слово очень точно передает предназначение этих велосипедов – ездять по дорогам. Не важно – хорошим или плохим, асфальтированным, брусчатым или грунтовым, хорошим или с кучей колдобин. Вот именно эту нишу сейчас занимают кроссы – только современные дорожные велосипеды ушли от старой «Украины» так же далеко, как современный смартфон от дискового телефона «ТА-68».
Итак рассмотрим два велосипеда примерно одного уровня, только один MTB(здесь и далее под словами MTB, горный велосипед или кросс-кантрийный велосипед я буду иметь в виду хардтейл с ходом вилки 80-100мм), а второй кроссовый. Для примера возьмем два велосипеда одного производителя –

Велосипед Kellys AXIS - очень неплохой кросс среднего и начального уровня.

Велосипед Kellys SCARPE - тоже неплохой горный велосипед, примерно того же уровня.

Оборудование на этих велосипедах очень похоже. В чем различие? Ну для начала подумаем, для чего предназначены горные велосипеды – гонки кросс-кантри(XC, cross-country), езда по горам или просто пересеченной местности, имеющей естественные препятствия – камни, корни, кочки-ямы, разному типу грунта – грязь, песок, глина, каменистая сыпуха итд. Для чего предназначены кроссовые? Как мы уже отметили – это езда по дорогам – асфальт, брусчатка, грунтовка, а так же утоптанные и укатанные тропинки.

Исходя из предназначения, инженеры и проектировали модели велосипедов. У горных велосипедов более широкие покрышки (а это соответственно рама с вилкой, спроектированные под такую ширину покрышек, обода которые рассчитаны на широкие покрышки) с крупными, ярко выраженными шипами-грунтозацепами, вилки с ходами 80 мм и больше(для кросс-кантри в основном это 100 мм, но бывает от 80 до 120), звезды с передаточными соотношениями рассчитанными для езды по грунтам(передние звезды MTB обычно меньше, чем у кроссовых велосипедов). Так же до недавнего времени колеса горных велосипедов были 26 дюймов, против 28 у кроссовых, но сейчас ведутся активные эксперименты с размером MTB колес и есть теперь и 27.5 и 29 дюймов, а у некоторых экспериментаторов и более экзотические размеры. Рассмотрим по порядку в чем же заключаются эти различия:
1. Рама, а с ней в комплекте и вилка. Кросс-кантрийные велосипеды предназначены для очень крутых подъемов и спусков по пересеченка, иногда с весьма большим уклоном. Поэтому геометрия рамы спроектирована именно для того, чтобы ломиться в торчки, а потом с них спускаться. Но сделать абсолютно универсальный велосипед невозможно, иначе мы все давно ездили бы на таком единственном идеальном велосипеде. Такая геометрия имеет обратную сторону медали, которая выражается в меньшей курсовой устойчивости велосипеда на трассе, специфической вытянутой спортивной посадке. Так же кареточный узел такой рамы расположен относительно высоко, чтобы не отбить передние звезды или шатуны с педалями при переезде бревен и валунов, что тоже не есть хорошо(центр масс выше, а это так же отражается на устойчивости). Кроссовый же велосипед рассчитан для езды по дорогам, поэтому конструкторы его проектировали именно для с учетом езды по дорогам, где не нужно ломиться на стены, а потом сигать с них камнем вниз, что позволило сделать и посадку другую, и выиграть в устойчивости.

2. Ход вилки – у MTB этот ход больше чем у кроссовых велосипедов, так как нужно переезжать достаточно большие препятствия, которых на дороге не может быть априори. Но у большого хода есть и недостаток – вилка раскачивается, съедая какую-то часть усилий райдера. Одна из причин дороговизны хороших кросс-кантрийных вилок – это замысловатые системы борьбы с раскачкой.
3. Покрышки. У MTB зубатые и широкие покрышки, у которых больше сопротивление качению, что отъедает какую-то часть КПД во время езды. К тому же они сильно шумят на асфальте, а некоторые еще и создают вибрацию, вызывающую дискомфорт во время езды. Конечно есть покрышки для горных велосипедов, аналогичные тем, что стоят на кроссовых великах, но в них есть смысл для тех, кто катает и кросс-кантри и ездит по асфальту и все на одном велике. Тогда приходится часто менять покрышки(многие покупают второй комплект колес).

4. Звезды. На горных велосипедах, как я уже писал, часто приходится выезжать в крутые подъемы, и для этого нужны соответствующие передачи, которые абсолютно не используются на дорогах. При этом нельзя объять необьятное, и это сделано за счет тех передач, которые на MTB не используются – именно они нужны при быстрой езде по асфальту. Хотя, признаться это не очень важно, так как МТБшных передач вполне хватает, чтобы ехать под 50 км/ч, что мало кто может развить по ровному асфальту.
5. Колеса. Чем больше колесо, тем легче оно переезжает препятствия, но тем менее оно маневренно и тем тяжелее, а тяжелый велосипед хуже едет в гору. Колесо кроссового вела(28") больше традиционного колеса горного велосипеда(26"), поэтому на кроссовых велосипедах комфортнее переезжать мелкие препятствия, типа колдобин. Сейчас выпускаются уже MTB велосипеды с большими, чем традиционно колесами, и на форумах постоянно ведутся споры что лучше(так как большие колеса, хоть и комфортнее, но менее маневренны, что плохо при выборе правильной траектории на узких синглтреках с резкими поворотами или езде между камнями.)

Еще горные велосипеды обладают большей прочностью, чем кроссовые, так как нагрузки на них куда больше, чем на кроссовые. Кроссовым же велам не нужно сигать на большой скорости по валунам, но их прочности более чем достаточно для езды по дорогам. Но большая прочность = больший вес, а это, как писалось выше, худший накат.

Теперь рассмотрим несколько распространенных заблуждений о кроссовых велосипедах:
1. Кроссовый велосипед хлипкий, и он не выдержит мою езду по бордюрам, брусчатке и нашим убитым дорогам с колдобинами.
Если вы не сильно тяжелый, то выдержит. Он именно для такого использования предназначен.
2. Кроссовый велосипед только для легеньких девочек, а я достаточно тяжелый мужик.
Действительно, MTB более крепкие, и очень тяжелым велосипедистам я не рекомендую кросс. Но если вы менее 100 кг, то вполне выдержит. Если чуток больше, то тоже должен.
3. У кросса плохая проходимость, а я буду ездить не только по асфальту.
Это правда. Если вы планируете катать в песках, по камням, корягам, в болотах, то вам кросс не нужен. Если же вы с асфальта съезжаете на грунтовые дороги или укатанные/утоптанные тропинки в лесу или парке, то в этом случае кросс самое оно.
4. Я не спортсмен, и я не гонюсь за скоростью, поэтому то, что кросс быстрее для меня не преимущество.
Но если ехать медленно, то на кроссе по асфальту ехать легче, чем на горном велосипеде. То есть в любом случае, для преодоления определенного маршрута по дороге на кроссе вы затратите меньше времени и сил, чем на МТБ.
Еще часто спрашивают:
«А что если купить горный и поставить на него узкие покрышки, аналоги тех, что стоят на кроссах?».
Покрышки вы замените, но это всего один пункт из 5. Геометрия горных велосипедов все равно предназначена не для того, 26 колесо все равно хуже на колдобинах, чем 28, передаточные те же, у вилки ход больше. Конечно можно заменить звезды, заблокировать вилку, но это именно то, что мы назваем хреносоздательством – это дополнительные деньги, при этом такой велосипед все равно будет уступать кроссовому на дорогах, хоть и минимально.
«А что если я куплю 29ер? Там же обода уже большого диаметра»
Да, обода у него тоже 28 дюймов(29 дюйм выходит за счет толстой покрышки), но геометрия, вилка и покрыхи остаются горными, да и найнеры весят гораздо больше кроссов за те же деньги. К тому же выбор узких дорожных покрышек для 29еров очень мал, а кроссовые могут не подойти, так как обода горного велосипеда более широкие., чем обода кроссового.
К тому же не забывайте, что по дорогам, то есть в родной стихии, на кроссе ехать просто комфортнее, чем на горном велосипеде(за пределами дорог все кардинально наоборот).

В конце же хочу сказать пару слов в защиту горных велосипедов, ведь я же их люблю и сам на них катаю ?
Горные велосипеды более универсальны, и если у вас есть сомнения насчет того, где вы будете кататься, если возможны описанные ваше каменистые спуски, грязища, песок и прочее, то лучше взять MTB, так как горный велосипед по дорогам едет, хоть и хуже, чем кроссовый, а вот кроссовый в полном бездорожье не поедет совсем.

post scriptum
Все картинки взяты с трассы по кросс-кантри Лондонской Олимпиады. Это проезжается на кросс-кантрийных велосипедах. Конечно у спортсменов они чуть покруче, чем покупают новички, но геометрия, хода вилки, тип покрых те же. Экстремальные фрирайдные и даунхильные трассы куда более жесткие

Оригинал темы тут http://www.velokiev.com/forum/viewtopic.php?f=80&t=117398

25.11.2019  
Каталог: Велосипеди Kellys 2020 модельного року!

Представляємо вашій увазі електронний каталог з усіма новинками велосипедів Kellys 2020 модельного року!

11.12.2018  
Новенький Noid на 29х

Останньою тенденцією являється прибуття 29-х колес на швидкісних спусках. У деяких брендів вже є велосипеди на 29” колесах, які беруть участь у змаганнях, у деяких ще немає, але переважна більшість брендів вже...

Зворотній зв`язок